Новости ресурса8 марта 2021 - Новый сервис для путешественниковРанее анонсированный сервис для планирования путешествий почти готов и будет...
28 ноября 2019 - Анонс нового сервисаХотим сделать ранний анонс абсолютно уникального и прорывного сервиса для...
20 января 2017 - Транзит в аэропортах Шенгенской зоныНужна ли шенгенская виза при транзите в аэропортах Европы? Узнайте здесь ....
Все новости
|
Римско-католическая церковьРИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Римо-католическая церковь), церковная организация, представляющая одно из основных направлений христианства — римский католицизм. Нередко её называют католической церковью, что не совсем точно, так как наименование кафолическая (= католическая, то есть вселенская, соборная) использует для своего обозначения и православная церковь. Вопрос о времени основания Римско-католической церкви сложен. Появление христианской церкви в Риме нередко относят к 50 н. э., однако в то время христианский мир был единым и его разделение на западную и восточную ветви ещё не произошло. Датой раскола чаще всего называется 1054, однако иногда считают, что фактически он произошёл ещё в VIII в., а может быть и раньше. Римско-католическая церковь, как и православная церковь, признаёт Никео-Константинопольский символ веры, однако допускает в нём одну новацию, вставляя в 8-м члене о Святом Духе между словами «от Отца» и «исходящего» слова «и Сына» (лат. filioque). Таким образом, католицизм учит, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Эта вставка, ставшая одной из главных причин окончательного раскола между католицизмом и православием, впервые была сделана на поместном соборе испанской церкви в Толедо в 589, а затем постепенно принята и другими западными церквами, хотя ещё римский папа Лев III (795—816) решительно отказывался её признать. Помимо Никео-Константинопольского символа Римско-католическая церковь высоко ценит и Афанасьевский символ, а при крещении использует символ Апостольский. Появились и другие догматические расхождения между католицизмом и православием, также связанные с введёнными Римом новациями. Так, в 1349 буллой Unigenitus была введена доктрина о сверхдолжных заслугах святых и возможности папы и духовенства свободно распоряжаться этой сокровищницей добрых дел для облегчения оправдания верующих. В 1439 Флорентийским собором был принят догмат о чистилище — промежуточном звене между адом и раем, где очищаются души грешников, не совершивших особенно тяжких (смертных) грехов. В 1854 папа провозгласил догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. В 1870 I Ватиканский собор принял догмат о неограниченной власти папы и о его непогрешимости, когда он выступает с амвона по вопросам веры и нравственности. В 1950 папа провозгласил догмат о телесном вознесении на небо Пресвятой Девы Марии. Римско-католическая церковь признаёт, подобно православной церкви, все 7 христианских таинств, однако в совершение и толкование их введены некоторые новации. В отличие от древней практики крещения через троекратное погружение в воду, католики стали крестить путём окропления и обливания. Миропомазание (конфирмацию) у католиков может совершать только епископ, причём таинство это совершается не сразу вслед за крещением, а по достижении 7—12 лет. В таинстве причащения вместо употреблявшегося в древней церкви квасного хлеба используется пресный хлеб (облатки). Кроме того, до II Ватиканского собора причащаться под двумя видами (и хлебом и вином) могло только духовенство, миряне же причащались только хлебом (II Ватиканский собор допустил возможность причащения мирян вином). Заменены в Римско-католической церкви и сами формулы трёх перечисленных таинств. Таинство покаяния у католиков содержит наряду с сокрушением и исповедью и налагаемую священником епитимию. Елеосвящение толкуется католиками и православными по-разному. У первых оно рассматривается не как таинство, призванное дать телесное и духовное исцеление, а как таинство, совершаемое над умирающим и готовящее его к мирной кончине. Неодинаково понимается и таинство брака. У католиков таинством считается сама брачная связь, а не венчание. Католики, как и подавляющее большинство других христиан, признают в качестве священных книги Ветхого и Нового Завета. Однако Ветхий Завет принимается ими в несколько ином объёме, чем православными и протестантами. Если протестанты совершенно отвергают книги Ветхого Завета, имеющиеся в Септуагинте (сделанном в III—II вв. до н. э. переводе библейских текстов с еврейского языка на греческий) или Вульгате (переведённых на латинский язык в конце IV — начале V вв. н. э. библейских текстах), но отсутствующие в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии, а православные, хотя и включают их в Священное Писание, но считают неканоническими, то католики полностью их принимают, включая в канон. Католики и православные, в отличие от протестантов, признают наряду со Священным Писанием и Священное Предание (постановления Вселенских и поместных соборов, учения отцов церкви), однако содержание его у них заметно различается. Если православные считают действительными постановления только первых 7 Вселенских соборов (последний из них был проведён в 787), то для католиков имеют авторитет постановления 21 Вселенского собора (последний — II Ватиканский — проходил в 1962 — 65). Помимо признания Священного Предания и всех таинств у Римско-католической церкви имеется немало и других общих черт с православием. Католики, как и православные, считают, что спасение людей может быть достигнуто лишь при посредничестве духовенства. И Римско-католическая церковь, и православная церковь достаточно чётко отделяют священников от мирян. В частности, для них предусмотрены разные правила поведения (для духовенства более строгие). Впрочем, требования, предъявляемые католическим священникам, ещё более жёсткие, чем требования к православным священникам. Все католические священники должны соблюдать целибат (у православных же соблюдать его должно только монашествующее духовенство), в Римско-католическойЗцеркви запрещён выход из духовного звания и т. д. Католики, как и православные, почитают Богородицу, ангелов, святых. В обеих конфессиях широко распространён культ мощей и священных реликвий, практикуется монашество. Требуя строгого единства по главным догматическим положениям, Римско-католическая церковь в определённых случаях разрешает своим последователям придерживаться разной обрядности. В этом отношении все её приверженцы делятся на католиков латинского обряда (98,4% общего числа сторонников католической церкви) и католиков восточных обрядов. Во главе Римско-католической церкви стоит папа, рассматриваемый как преемник св. Петра и наместник Бога на земле. Папа обладает правом церковного законодательства, правом управления всеми церковными делами, высшей судебной властью и т. п. Помощниками папы по церковному управлению являются кардиналы, назначаемые им главным образом из высших иерархов Римско-католической церкви. Кардиналы образуют курию, которая рассматривает все дела церкви и обладает правом выбирать большинством в 2/3 голосов из своей среды после смерти папы нового папу. Делами управления церкви и духовными делами ведают римские конгрегации. Управление церковью отличается весьма высокой степенью централизации. В каждой стране, в которой имеется значительное число католиков, имеются по нескольку (иногда — по нескольку десятков) епархий, возглавляемых архиепископами и епископами. Католицизм — самая крупная конфессия в мире. В 1996 насчитывалось 981 млн. католиков. Они составляли 50% всех христиан и 17% всего населения мира. Наиболее крупная группа католиков находится в Америке — 484 млн. (62% всего населения этой части света). В Европе живёт 269 млн. католиков (37% общего населения), в Африке — 125 млн. (17%), в Азии — 94 млн. (3%), в Австралии и Океании — 8 млн. (29%). Католики образуют большинство во всех странах Латинской Америки (без Вест-Индии) за исключением Уругвая: Бразилии (105 млн. — 70%), Мексике (78 млн. — 87,5%), Колумбии (30 млн. — 93%), Аргентине (28 млн. — 85%), Перу (20 млн. — 89%), Венесуэле (17 млн. — 88%), Эквадоре (10 млн. — 93%), Чили (8 млн. — 58%), Гватемале (6,5 млн. — 71%), Боливии (6 млн. — 78%, хотя многие боливийцы фактически придерживаются синкретических христианско-языческих верований), Гондурасе (4 млн. — 86%), Парагвае (4 млн. — 92%), Сальвадоре (4 млн. — 75%), Никарагуа (3 млн. — 79%), Коста-Рике (3 млн. — 80%), Панаме (2 млн. — 72%), а также во Французской Гвиане. В Уругвае сторонники католицизма составляют не абсолютное, а лишь относительное большинство (1,5 млн. — 48% всего населения). В Вест-Индии католики преобладают в трёх наиболее крупных, насчитывающих более 1 млн. жителей странах: Доминиканской Республике (6,5 млн. — 91%), Гаити (5 млн. — 72%), Пуэрто-Рико (2,5 млн. — 67%). На Кубе они образуют относительное большинство населения (4 млн. — 41%). Кроме того, католики составляют абсолютное большинство населения в ряде небольших по численности населения стран Вест-Индии: на Мартинике, Гваделупе, Нидерландских Антильских островах, в Белизе, Сент-Люсии, Гренаде, Доминике, Арубе. В Северной Америке позиции католицизма также внушительны. В США католиков насчитывается около 65 млн. (25% населения), в Канаде — 12 млн. (45%). Во французской колонии — островах Сен-Пьер и Микелон почти всё население исповедует католицизм. Католики численно преобладают во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы: Италии (45 млн. — 78% всего населения), Франции (38 млн. — 68%), Польше (36 млн. — 94%), Испании (31 млн. — 78%), Португалии (10 млн. — 94%), Бельгии (9 млн. — 87%), Венгрии (6,5 млн. — 62%), Чехии (6 млн. — 62%), Австрии (6 млн. — 83%), Хорватии (3 млн. — 72%), Словакии (3 млн. — 64%), Ирландии (3 млн. — 92%), Литве (3 млн. — 80%), Словении (2 млн. — 81%), а также на Мальте, в Люксембурге и во всех европейских государствах-карликах: Андорре, Монако, Лихтенштейне, Сан-Марино и, естественно, в Ватикане. Большинство населения исповедует католицизм и в британской колонии Гибралтар. Сторонники Римско-католической церкви образуют самые крупные конфессиональные группы в Нидерландах (5 млн. — 36%) и Швейцарии (3 млн. — 47%). Свыше трети населения составляют католики в Германии (28 млн. — 36%). Крупные группы последователей католицизма имеются также на Украине (8 млн. — 15%), в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (6 млн. — 10%), Белоруссии (2 млн. — 22%), Румынии (2 млн. — 7%). Немало католиков в России, Боснии и Герцеговине, Латвии и Албании. Сторонники Римско-католической церкви преобладают в нескольких африканских странах: в Уганде (10 млн. — 52%), Анголе (6 млн. — 59%), Бурунди (4 млн. — 76%), Республике Конго (1 млн. — 50%), Габоне, Реюньоне, Кабо-Верде, Экваториальной Гвинее, на Сан-Томе и Принсипи, Сейшельских Островах. Несколько менее половины населения образуют католики в Демократической Республике Конго (15 млн. — 42%), Руанде (4 млн. — около 50%). Значительные группы последователей католицизма имеются в Нигерии (11 млн. — 13% населения), Танзании (8,5 млн. — 23%), Кении (6,5 млн. — 26%), Камеруне (4,5 млн. — 40%), Мозамбике (3,5 млн. — 22%), ЮАР (3 млн. — 8%), на Мадагаскаре (3 млн. — 26%), в Судане (3 млн. — 12%), Гане (3 млн. — 19%), Замбии (3 млн. — 32%), Кот-д'Ивуаре (3 млн. — 21%), Малави (2 млн. — 26%), а также в Бенине, Буркина Фасо, Зимбабве, Лесото, Того, Центральноафриканской Республике. В Азии страны с католическим большинством — Филиппины (41 млн. — 65% населения) и Восточный Тимор (0,6 млн. — 82%), объявленный Индонезией своей провинцией. Крупные группы католиков имеются в Индии (15 млн. — 2% населения), Китае (9 млн. — менее 1%), Вьетнаме (6 млн. — 9%), Индонезии (6 млн. — 3%), Южной Корее (3 млн. — 6%), Шри-Ланке (1,1 млн. — 7%), Ливане (0,7 млн. — 24%). В океанийских странах католицизм преобладает на Гуаме, Новой Каледонии, Северных Марианских островах, Кирибати, островах Уоллис и Футуна, однако общая численность католиков на всех этих островах очень невелика. Значительное число сторонников римско-католической церкви живёт в Австралии (свыше 4 млн. — 26% населения), Папуа-Новой Гвинее (1,3 млн. — 33%) и Новой Зеландии (0,5 млн. — 15% населения). |
||||||||
|